Реальная практика, на основании нашего опыта за 8 лет в производстве и строительстве.
Почему-то так сложилось, что теме безопасности и охране труда уделяется крайне мало внимания. В большинстве случаев, что я встречал охрана и безопасность труда - это только о том как получить бумажку, чтобы любая проверка отстала.
Многие на стройке и производстве применяют штрафы, но в большинстве случаев штрафы не работают и превращаются в абонементы на нарушение. Система штрафов начинает работать только тогда, когда штраф находится на уровне 1 оклада. Но и этого не достаточно. Неосознанный, необдуманный риск всё равно ведет к потенциальным травмам.
Чтобы это осознать еще ярче достаточно вспомнить, когда вы последний раз нарушали ПДД за рулем автомобиля, превышая скорость или пешеходом, переходя дорогу в неположенном месте. Количество ДТП, несмотря на штрафы достаточно сильно выше нуля.
Я много думал о том почему так происходит, но посмотрев видео ниже многое становится понятным. Мы привыкаем к рискам для своего здоровья уже с детства. Когда в детстве, во время прыжков с гаража, лазания под поездами, пару раз "прокатит", то после это может формировать ощущение, что и дальше будет "прокатывать".
Почему-то так сложилось, что теме безопасности и охране труда уделяется крайне мало внимания. В большинстве случаев, что я встречал охрана и безопасность труда - это только о том как получить бумажку, чтобы любая проверка отстала.
Многие на стройке и производстве применяют штрафы, но в большинстве случаев штрафы не работают и превращаются в абонементы на нарушение. Система штрафов начинает работать только тогда, когда штраф находится на уровне 1 оклада. Но и этого не достаточно. Неосознанный, необдуманный риск всё равно ведет к потенциальным травмам.
Чтобы это осознать еще ярче достаточно вспомнить, когда вы последний раз нарушали ПДД за рулем автомобиля, превышая скорость или пешеходом, переходя дорогу в неположенном месте. Количество ДТП, несмотря на штрафы достаточно сильно выше нуля.
Я много думал о том почему так происходит, но посмотрев видео ниже многое становится понятным. Мы привыкаем к рискам для своего здоровья уже с детства. Когда в детстве, во время прыжков с гаража, лазания под поездами, пару раз "прокатит", то после это может формировать ощущение, что и дальше будет "прокатывать".
Многие хотят повышать качество и эффективность производства, но не многие осознают связь между эффективностью производства и культурой безопасного производства.
Так получилось, что моя деятельность последние 8 лет была напрямую связана с производством и не просто производством, а производством реально опасным, когда получить травму - это вообще очень просто.
Мы тоже как и большинство снисходительно относились к теме безопасности и охране труда. Но однажды у нас случились три последовательных серьезных происшествия, которые заставили меня серьезно изменить взгляд на тему безопасности труда. После всех событий я размышлял примерно так: "если мы не можем обеспечить безопасность сотрудников, то зачем вообще заниматься этим бизнесом ?".
Я принялся изучать вопрос по созданию системы охраны труда, нулевой терпимостью к травмам. Задача была создать реально работающую систему на практике. В результате это стало проектом. Нашел человека способного возглавить этот проект и мы принялись создавать систему. Мы изучали опыт крупного бизнеса, работающих в сферах производства с серьезным уровнем опасности, но так оказалось, что даже большие компании испытывают сложности с созданием реально практичных систем охраны труда.
В результате, на основании чужого опыта, мы разработали свою систему безопасности труда.
По сути наше видение и модель рабочей системы охраны стало таким:
Шаг 1. Максимально снизить вероятность получения травм ещё до того как начнутся работы. Создать культуру труда с нулевой терпимостью к травмам, в которой сотрудники действуют обдуманно и не рискуют.
Шаг 2. Максимально снизить вероятность получения травм непосредственно в моменте производства работ. Создать систему безопасного производства работ.
Шаг 3. Максимально снизить вероятность получения травм при возникновении опасной ситуации в процессе производства работ. Создание системы предотвращения получения травм в случае возникновения опасной ситуации.
В результате, на практике эта система стала выглядеть так:
1. Снижение риска получения травм до того как работы начнутся.
Мы создали свое программное обеспечение и ранжировали все возможные работы на строительной площадке и производстве по уровню опасности.
Перед тем как начинать работу, в это программу вносились все сведения о количестве сотрудников подрядчиков, количестве выходящей на объект техники, обязанности подрядчиков по договору и все остальное, что может быть связано с любой работой на площадке или в производственном цехе.
В результате софт наглядно показывал и раскрашивал цветовым кодом все потенциально опасные действия. Специалист по охране труда ежедневно, в динамике, видел уровень риска по тем или иным работам, на конкретной площадке и в первую очередь обращал внимание на эти работы. До устранения всех замечаний подрядчик или сотрудники нашей организации на участок работ не допускались.
Кроме этого софт подсказывал какие корректирующие мероприятия необходимо провести, чтобы снизить уровень риска. Вся эта логика была запрограммирована заранее под конкретный проект или объект.
2. Снижение риска получения травм в момент производства работ.
Мы пришли к выводу, что единственной реальной системой для нас может стать обязательное наличие ППР (проект производства работ) к каждому договору с подрядчиком. И мы начали требовать, во-первых, обязательное его наличие, а, во-вторых, обязательное его соблюдение всеми.
Приступили к обучению сотрудников безопасному производству работ.
Оказалось, что далеко не все сотрудники осознают реальную опасность той или иной ситуации. Мы наглядно и стабильно собирали всех в одном зале и показывали фото, видео опасных ситуаций и специалисты охраны труда объясняли к чему может привести то или иное поведение.
3. Снижение рисков травм при возникновении опасной ситуации. Мы создали систему "СТОП РАБОТЫ".
Суть в следующем. Каждый сотрудник, в любой момент времени, находящийся на месте событий, может остановить любые работы и все обязаны подчиниться и остановить работы. Достаточно на безопасном расстоянии сказать громко "СТОП РАБОТЫ" или обратить внимание руководителя, других людей и остановить работы. Не важно при этом кто этот сотрудник, уборщица, директор или рабочий.
Если в конкретном случае опаснее было останавливать работы чем продолжать, то мы продолжали работы до безопасного момента для остановки.
В Whatsapp ыл создан общий чат со всеми сотрудниками компании куда при возникновении опасности выкладывалось фото опасной ситуации. Идет человек без каски, к примеру, его останавливают, делают фото нарушения, отправляют в группу и отправляют его за каской. Монтируем что-то, видим потенциальную опасность, останавливаем любые работы. При этом штрафов и наказаний за нарушения не было ни для своих, ни для чужих.
4. Кроме этого каждый месяц мы собирались на общие собрания, посвященные теме безопасности труда, где делали анализ всех ситуаций и нарушений, за прошедший период. Принимали решения о том, что необходимо поменять в процессе.
Делали памятки частых нарушений и как их избежать, раздавали их подрядчикам и своим сотрудникам в качестве обучения. Проводили обучающие мероприятия как для своих сотрудников, так и для сотрудников подрядчиков.
Мои выводы:
Так получилось, что моя деятельность последние 8 лет была напрямую связана с производством и не просто производством, а производством реально опасным, когда получить травму - это вообще очень просто.
Мы тоже как и большинство снисходительно относились к теме безопасности и охране труда. Но однажды у нас случились три последовательных серьезных происшествия, которые заставили меня серьезно изменить взгляд на тему безопасности труда. После всех событий я размышлял примерно так: "если мы не можем обеспечить безопасность сотрудников, то зачем вообще заниматься этим бизнесом ?".
Я принялся изучать вопрос по созданию системы охраны труда, нулевой терпимостью к травмам. Задача была создать реально работающую систему на практике. В результате это стало проектом. Нашел человека способного возглавить этот проект и мы принялись создавать систему. Мы изучали опыт крупного бизнеса, работающих в сферах производства с серьезным уровнем опасности, но так оказалось, что даже большие компании испытывают сложности с созданием реально практичных систем охраны труда.
В результате, на основании чужого опыта, мы разработали свою систему безопасности труда.
По сути наше видение и модель рабочей системы охраны стало таким:
Шаг 1. Максимально снизить вероятность получения травм ещё до того как начнутся работы. Создать культуру труда с нулевой терпимостью к травмам, в которой сотрудники действуют обдуманно и не рискуют.
Шаг 2. Максимально снизить вероятность получения травм непосредственно в моменте производства работ. Создать систему безопасного производства работ.
Шаг 3. Максимально снизить вероятность получения травм при возникновении опасной ситуации в процессе производства работ. Создание системы предотвращения получения травм в случае возникновения опасной ситуации.
В результате, на практике эта система стала выглядеть так:
1. Снижение риска получения травм до того как работы начнутся.
Мы создали свое программное обеспечение и ранжировали все возможные работы на строительной площадке и производстве по уровню опасности.
Перед тем как начинать работу, в это программу вносились все сведения о количестве сотрудников подрядчиков, количестве выходящей на объект техники, обязанности подрядчиков по договору и все остальное, что может быть связано с любой работой на площадке или в производственном цехе.
В результате софт наглядно показывал и раскрашивал цветовым кодом все потенциально опасные действия. Специалист по охране труда ежедневно, в динамике, видел уровень риска по тем или иным работам, на конкретной площадке и в первую очередь обращал внимание на эти работы. До устранения всех замечаний подрядчик или сотрудники нашей организации на участок работ не допускались.
Кроме этого софт подсказывал какие корректирующие мероприятия необходимо провести, чтобы снизить уровень риска. Вся эта логика была запрограммирована заранее под конкретный проект или объект.
2. Снижение риска получения травм в момент производства работ.
Мы пришли к выводу, что единственной реальной системой для нас может стать обязательное наличие ППР (проект производства работ) к каждому договору с подрядчиком. И мы начали требовать, во-первых, обязательное его наличие, а, во-вторых, обязательное его соблюдение всеми.
Приступили к обучению сотрудников безопасному производству работ.
Оказалось, что далеко не все сотрудники осознают реальную опасность той или иной ситуации. Мы наглядно и стабильно собирали всех в одном зале и показывали фото, видео опасных ситуаций и специалисты охраны труда объясняли к чему может привести то или иное поведение.
3. Снижение рисков травм при возникновении опасной ситуации. Мы создали систему "СТОП РАБОТЫ".
Суть в следующем. Каждый сотрудник, в любой момент времени, находящийся на месте событий, может остановить любые работы и все обязаны подчиниться и остановить работы. Достаточно на безопасном расстоянии сказать громко "СТОП РАБОТЫ" или обратить внимание руководителя, других людей и остановить работы. Не важно при этом кто этот сотрудник, уборщица, директор или рабочий.
Если в конкретном случае опаснее было останавливать работы чем продолжать, то мы продолжали работы до безопасного момента для остановки.
В Whatsapp ыл создан общий чат со всеми сотрудниками компании куда при возникновении опасности выкладывалось фото опасной ситуации. Идет человек без каски, к примеру, его останавливают, делают фото нарушения, отправляют в группу и отправляют его за каской. Монтируем что-то, видим потенциальную опасность, останавливаем любые работы. При этом штрафов и наказаний за нарушения не было ни для своих, ни для чужих.
4. Кроме этого каждый месяц мы собирались на общие собрания, посвященные теме безопасности труда, где делали анализ всех ситуаций и нарушений, за прошедший период. Принимали решения о том, что необходимо поменять в процессе.
Делали памятки частых нарушений и как их избежать, раздавали их подрядчикам и своим сотрудникам в качестве обучения. Проводили обучающие мероприятия как для своих сотрудников, так и для сотрудников подрядчиков.
Мои выводы:
- Система показала замечательные результаты! Конечно прошло немало времени, год ушёл только на формирование нового мышления в коллективе.
- В целом выросла осознанность и понимание значимости безопасного производства.
- Выросли качество и производительность.
- В процессе "насаждения" новой культуры было много сопротивления, особенного у тех кто работает в полях. Если раньше, строители могли себе позволить ходить по кровле одноэтажного дома без страховки, то это стало трудновыполнимым занятием. В любой момент могут остановить работы. Пришлось думать и решать, как и куда крепить страховку, а все это требует подготовки, а значит времени и сил.
- Чтобы создать культуру нулевой терпимости к травмам, необходимо сделать так, чтобы директор и остальные управленцы стали примером. Директору необходимо возглавить процесс создания новой культуры, иначе не взлетит.